Проекты, объединенные одной темой «Читаем, рассуждаем, творим». Хасанова С. П., учитель русского языка и литературы

Хасанова С.П.,

МАОУ «СОШ №12 им.В.Ф.Маргелова»,

г.Кунгур

 

Проекты, объединенные одной темой «Читаем, рассуждаем, творим»

 

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь обучающегося. Речь идет о новых формах обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за стены школы. Отличительной особенностью стандарта является его деятельностный характер. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе возможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида – это проект и исследование.[1]

Согласимся с данным мнением  Т.Л.Брославской. Расскажем о реализованных проектах в образовательной организации.

В нашем мире современных цифровых и коммуникационных технологий все сложнее привлечь  подростков в библиотеку, все сложнее оторвать их от экранов модных гаджетов и обратить их внимание на книгу. Эта проблема волнует не только сотрудников библиотек, но, в первую очередь, педагогов общеобразовательных организаций. Несмотря на современные технологии, книга была, есть и будет источником информации, мудрым советчиком и наставником. В целях  популяризации чтения среди подростков совместно с библиотекой № 5 был разработан   проект «Дом без стен». Дом без стен —  это твоя родная Земля, твой родной город, страна.  Целую планету можно назвать своим домом, ведь ты на ней родился, значит, это твой дом тоже. А в центре —  человек,  каждые действия и картина которого бесконечны, как бесконечны и разнообразны сама жизнь и Человек. Чем больше знаний о Человеке сможет почерпнуть читатель, тем легче ему будет разобраться в других людях и в себе. Если  Человек научится понимать Человека, то поймет и мир, в котором живет. Всем известно, что книга —  помощник  в воспитании и эмоционально-нравственном развитии обучающихся.

Цель проекта: популяризация книги и чтения в подростковой и родительской среде.

Задачи:

1.Формирование у подростков читательского интереса.

2.Развитие партнерских отношений библиотеки микрорайона №5,  обучающихся  школы, родительско-педагогического сообщества и второго Кунгурского благочиния.

Ожидаемые  результаты проекта:

1.Организация, разработка и проведение  совместных внеклассных мероприятий  (участники: обучающиеся, родительско-педагогическое сообщество, библиотекари).

2. Развитие  творческих и интеллектуальных способностей  обучающихся.

3. По итогам работы   педагогами и библиотекарями будут подготовлены методические и дидактические  материалы.

В рамках проекта прошел конкурс буктрейлеров «В ракурсе – книга», победителями  которого стали ученик Д.Власов, педагог М.Катыгина. Во время проведения акции «Подари книгу библиотеке»  учащимися было подарено библиотеке 320 книг.

Основной этап проекта включал в себя проведение ряда занятий по внеклассному чтению.      Например, была проведена дискуссия для обучающихся 7 классов на тему «Роль искусства в жизни человека» по рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка». Ребята задумались над ролью искусства в жизни каждого человека и цивилизации в целом. Они сочиняли синквейны (японские пятистишия) об искусстве и оформляли стенгазету.  Ребята с интересом отнеслись к написанию коротких японских стихов – синквейнов, они высказывали в них свои мысли и чувства на тему искусства. Вот некоторые выдержки из работ: «Искусство. Красивое, прекрасное. Завораживает, привлекает, удивляет. Искусство привносит разнообразие в жизнь. Искусство – это эмоции», «Искусство. Вдохновляющее, призывающее. Пробуждает, зовет, увлекает. Искусство – великолепный дар человечеству. Искусство —  это жизнь».

Следующим мероприятием основного этапа проекта  стал   конкурс читательских дневников  для школьников 5-6 классов школ города  «Листаем страницы читательского дневника», который проводился на базе нашей школы. А для обучающихся 6 классов был проведен медиаурок по творчеству Антуана де Сент-Экзюпери. Работая в группах, школьники создавали минипроекты «Путешествуя с Маленьким принцем». Итогом занятия стала книга -брошюра «Простые истины мудрой сказки», созданная с участием ребят. В финале мероприятия каждый участник ответил на вопрос: «Какой урок Маленького принца он сегодня усвоил».

Родители шестиклассников и учителя литературы являлись участники круглого стола «Семейные чтения» (родительско-педагогическое  сообщество и второе Кунгурское благочиние).

Практическая значимость данного проекта  состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнеры). Повышается читательский интерес, приобретаются навыки поиска нужной информации из  книг. Формируются основы  читательской и информационной культуры  школьника. Материалы  проекта можно использовать в качестве иллюстративного  и наглядного материала.

Проект «Дом без стен» был представлен на региональный этап XI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», отмечен Дипломом II степени в номинации «Лучшая инновационная разработка года».

А идеей создания  проекта «Читаем, рассуждаем, творим» послужила встреча школьников  с детским пермским писателем Андреем Зелениным в детской городской библиотеке им.Б.Рябинина. Встреча вызвала огромный интерес среди читателей. Живое общение с писателем принесло массу впечатлений детям, привлекло их к его творчеству. Творчество Андрея Зеленина многогранно, его книги интересны и малышам, и подросткам.

Тип проекта: по доминирующей деятельности школьников — творческий; по продолжительности —  долгосрочный. Проблема: снижение интереса детей к чтению, к  культуре Пермского края, отсутствие литературы современных пермских авторов в фонде школьных библиотек. Цели проекта: привлечение детей младшего и среднего возраста (9-13 лет) к творчеству  современного детского пермского писателя  Андрея Сергеевича  Зеленина; развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий – метод проекта; воспитание чувства любви к малой родине, литературе современного автора, интереса к истории своего края.

Задачи проекта:

? ·активизация познавательного интереса читателей к творчеству пермского писателя Андрея Сергеевича  Зеленина;

? ·творческая самореализация читателей в проектной деятельности;

? ·совершенствование навыков работы с книгой и компьютером;

?· формирование  коммуникативных  компетенций обучающихся.?

Актуальность данного проекта: встреча с пермским детским писателем А.Зелениным, знакомство с его творчеством, сотрудничество с краевой детской библиотекой им.Л.И.Кузьмина. Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации школьников  к чтению, развитию творческих и исследовательских способностей детей. Участники проекта: обучающиеся 3-4классов, 5-6классов двух образовательных организаций, учителя литературы, изобразительного искусства, библиотекарь  МАОУ «СОШ №12 им. В.Маргелова», МАОУ «СОШ №18».

Писатель А.С.Зеленин присутствовал на мероприятиях в школе, где обучающиеся инсценировали сказки, читали эссе о прочитанных рассказах, представляли рисунки к произведениям. А писатель в рамках проекта провел  встречи со школьниками 3-4, 5-6классов, с учителями и воспитателями детских садов микрорайона, презентовал книгу «Мост», «Кусочек солнца»,  журнал детского литературно-художественного творчества «Родничок».

Интересны для нас выдержки из творческих работ обучающихся:  «Автор  рассказа «Гав-гав!»  повествует  о  страдании  четырехлетнего  ребёнка. На мой взгляд, писатель  уверенно  ведёт  нас  к важному  выводу,  что  война  приносит  детям  страдания, боль,  унижение. По моему мнению, война  «забрала» у  Левки  детство. А детство — это игрушки, развлечения,   рядом мама, родные. Мальчишка  всего этого лишен. Фашист пытался уничтожить в маленьком ребенке все человеческое. Война для ребенка – это страшно. Война – это зло и насилие» (Д. Соболева), «На мой взгляд, рассказ «Про войну» учит нас тому, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком. Мы должны быть добрее, заботливее, человечнее по отношению к другим: к людям, которые нас окружают, к животным, к самой жизни» (Д.Колегов).

Рисунки ребят к рассказам писателя А.Зеленина (книга «Мост»)  выражают их мысли, чувства о прочитанном. Они объединены темами: «Дети и война», «Взаимоотношения человека и животных».

Прочтение   произведений писателя А.Зеленина подтолкнуло школьников к исследовательской деятельности (рефераты «Сохранение памяти»). Итог – призер муниципального конкурса учебно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги» (Д.Соболева).

Продукты деятельности: творческие работы обучающихся (эссе о прочитанных произведениях), рисунки к произведениям писателя А.Зеленина; исследовательские работы обучающихся; презентации о творчестве писателя с целью практического применения на библиотечных уроках, уроках литературы, массовых мероприятиях; публикация стихотворения М.Белослудцевой «Мы теперь живем в Кунгуре» на страницах журнала детского литературно-художественного творчества «Родничок», издаваемого краевой детской библиотекой имени Л.И.Кузьмина (№ 28, 2017г.).

Таким образом, совместная работа  школы и библиотеки №5 микрорайона города, ЦДБ им.Б.Рябинина, краевой детской библиотеки имени Л.И. Кузьмина, дает ряд преимуществ и, как следствие, привлечение подростков к чтению становится более продуктивным.

Реализация данных проектов осуществляет все поставленные цели и задачи: активизация интереса школьников  к чтению, к творчеству современного автора, к истории и культуре своего края; формирование социально-активной, творческой личности читателя-ученика-гражданина.

Проекты являются творческими, жизнеспособными, эффективными и нужными  в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.

 

Список литературы.

1. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.. URL: https://moluch.ru/archive/82/14992/